help
    PoiskSlov.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПоискСлов.com!

    мопассан

    Значение слова мопассан

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Мопассан (Анри Рене Альберт Гюи de Maupassant) - известный франц. романист (1850 - 1893). Принадлежа к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, М. с детства пользовался прекрасным здоровьем, хотя мать его, родственница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, по профессии врач, умер в лечебнице душевнобольных. Поступив в коллегию, содержимую духовенством, бойкий юноша не мог ужиться с монашеской дисциплиной заведения и перешел в руанский лицей, где и окончил курс. Проделав франко-прусскую кампанию простым рядовым, М. пополнил свое образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над физическим своим развитием и, благодаря разнообразному спорту, сделался совсем богатырем. Разорение, постигшее его семью, заставило М. поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около 10 лет. Плохой служака, М. тяготел к литературе. В течение свыше шести лет М., тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; лишь после долгого искуса выступил он в печати, когда Флобер признал его произведение достаточно зрелым и совершенным в стилистическом отношении. Первый рассказ М. вышел в свет в 1880 г., вместе с повестями Зола, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике "Les soirees de Меdan". Начинающий писатель поразил своей "Bonie de suif" литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем выпуклой, яркой характеристики. В том же году М. выпустил сборник стихотворений: "Vers" (1880), среди которых особенно замечательны пьесы: "Le mur", "Au bord de l'еаu", "Desirs" и "Venus rustidne". Помещенный там же драматургаческий опыт в стихах ("Histoire du vieux temps") доставил М. положение хроникера в газете "Gaulois" и дал ему возможность бросить службу. Хотя М. в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Зола, он далеко не был сторонником "натуралистической" школы, признавая ее узкой и односторонней. В предисловие к роману "Pierre et Jean" М. осуждает доктринерский реализм и основным положением своей эстетики ставит искусство ясно и убедительно воспроизводит перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по мнению М., не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения. Пускай писатель понимает, наблюдает и воспринимает, руководствуясь вполне своим темпераментом: надо только, чтобы он был художником. В сущности любой из писателей, хотя бы и реалист, создает себе, сообразно со своей индивидуальностью, особую иллюзию внешнего мира - мрачную или жизнерадостную, поэтическую, циничную. Он даже и не имеет иного назначения, как точно воспроизводить именно свои иллюзии, с помощью доступных ему приемов творчества и если он действительно велик, то личная его иллюзия воспринимается и его читателями. Талант достигается терпением: нужно долго и внимательно рассматривать то, о чем собираешься писать - тогда только и находишь в нем стороны, никем не замеченные раньше. Любому писателю, - разве кроме гениев, находящихся под влиянием непреодолимой силы творчества, - приходится считаться с материальными трудностями закрепления мыслей и понятий: каков бы ни был характер трактуемого предмета, есть одно только настоящее слово для его обозначения, одно прилагательное для его определения, один глагол для выражения ее действия - и их то именно надо найти, не удовлетворяясь приблизительным выражением. Флобер, поставив себе приблизительно подобные же эстетические идеалы, наложил путы на свое творчество и написал за всю жизнь лишь шесть небольших томиков. М., наоборот, проявил большую плодовитость: за одиннадцать лет он создал целый ряд сборников мелких повестей, обозначенных в заголовке по имени первого разсказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: "Une vie" (1883), "Bel Ami" (1885), "Mont Oriol" (1887), "Pierre et Jean" (1888), "Fort comme la mort" (1889) и "Notre coeur" (1890), а равно и описания пережитого и передуманного за время экскурcий: "Au Soleil" (1884), "Sur l'eau" (1888) и "La vie en ante" (1890). Эти произведения доставили М. одно из первых мест в новейшей французской новеллистики. Лучшие французские критики единогласны в восторженных приговорах о М. По словам Зола, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и сделался любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и беcхитростной веселостью. Ж. Леметр называет М. писателем классическим. В России М. в литературной среде пользуется расположением издавна, благодаря почину Тургенева; он близко узнал М. у Флобера и ставил его, как повествователя, непосредственно вслед за гр. Л. Н. Толстым. Не менее сочувствует М. и сам Толстой, посвятивший характеристике его целую статью в XIII томе собраний своих сочинений. Ни мнению Льва Толстого, "едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни - в женщине, в любви... и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни". Произведения М. имели огромный успех; он довел свой заработок до 60 тыс. фр. в год и, широко поддерживая мать и семью брата, ни в чем не стеснял и себя относительно житейского комфорта. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье М. Насмотревшись на слабости, бедствия и глупость людей, иронизируя над вечной и тщетной погоней за счастьем, он глубоко проникается сознанием человеческого ничтожества и посредственности, сторонится от людей, окружает собственную жизнь таинственностью. С 1884 г. он подвергается причудливым нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии; он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, между прочим в "Horla". При этом М. начинает провидеть и лично для себя трагическую развязку, так как в область неизведанного художники проникают, насилуя свою природу и истощая свой мыслительный аппарат. "Все, кто погиб от размягчения мозга (Гейне, Боделэр, Бальзак, Мюссэ, Ж. де Гонкур) - разве не оттого они погибли, что усиленно старались повалить материальные стенки, в который стиснут человеческий разум?" Ни светские успехи, ни сотрудничество в разборчивой и исключительной "Kevue des denx Mondes", открывающей двери в академию, ни успех на сцене Gymnase комедии "Musotte", ни получение академической премии за комедию "La Paix du menage" - ничто не могло восстановить нарушенное душевное спокойствие М. В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; водворенный в лечебницу душевнобольных близ Пасси, М. сначала возвращался к сознанию, но затем припадки буйства стали посещать больного все чаще, и прогрессивный паралич мозга свел его в могилу. В рус. переводе сочинения М. появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-ое изд. 1896). К XII т. приложена изящная характеристика М., принадлежащая С. А. Андреевскому, и статей о М. Леметра, Думика и Зола. М. всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от досужих вестовщиков; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной в подробной биографии. В. Ш.

    Современный толковый словарь

    МОПАССАН (Maupassant) Ги де (1850-93) , французский писатель. Мастер короткого рассказа. В сборниках новелл "Заведение Телье" (1881), "Мадемуазель Фифи" (1882), "Дядюшка Милон" (1883), новелле "Пышка" (1880), в многообразных по тематике и тональности, отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения романах "Жизнь" (1883), "Милый друг" (1885), "Пьер и Жан" (1888) - трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчению личности, утрате духовной цельности. В трактовке постоянной для Мопассана любовной темы - откровенное, лишенное иллюзорности изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.). Умер в лечебнице для душевнобольных.МОПЕД [от мо(тоцикл) и (велоси)пед], двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания (рабочий объем которого до 50 см3) и педальным цепным приводом заднего колеса. Двигатель обычно одноцилиндровый двухтактный, мощность ок. 1,5-2 кВт. Скорость до 40 км/ч.МОПЕРТЮИ (Maupertuis) Пьер Луи Моро (Moreau) де (1698-1759), французский ученый, иностранный почетный член Петербургской АН (1738). В 1741-56 работал в Германии, президент Берлинской АН (1745-53). В 1736-37 руководил т. н. лапландской экспедицией для градусных измерений. Первым сформулировал принцип наименьшего действия (1740).МОПР, см. Международная организация помощи борцам революции.МОПС (нем. Mops), порода мелких бульдогообразных собак древнего происхождения. Выведена в Китае. Шерсть короткая, серебристо-серая или палевая, морда, уши и полоса на спине черные. Мопсов разводят во многих странах.МОР (More) Генри (1614-87), английский философ, профессор в Кембридже. Развитая им система мистического платонизма (1674) оказала влияние на Ньютоново определение пространства как "чувствилища Божества".МОР (Mohr) Карл Фридрих (1806-79), немецкий химик и фармацевт. Труды по аналитической химии. Сконструировал весы, названные его именем (1847). Автор "Учебника по химико-аналитическому методу тестирования" (т. 1-2, 1855-56). Ввел понятие о нормальном растворе в современном понимании. Предложил (1852) двойной сульфат аммония и двухвалентное железо (соль Мора), а также щавелевую кислоту как исходные вещества для приготовления стандартных растворов. Описал (1873) капельные реакции на фильтровальной бумаге и стеклянных пластинках. Разработал метод определения серебра (метод Мора).МОР (More) Томас (1478-1535), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопического социализма. Друг Эразма Роттердамского. Канцлер Англии в 1529-32. Будучи католиком, отказался дать присягу королю "верховному главе" англиканской церкви, после чего обвинен в государственной измене и казнен; канонизирован католической церковью (1935). В сочинении "Утопия" (1516), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия (название дано Мором), Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; труд - обязанность всех, распределение происходит по потребности.МОР (More) Томас (7 февраля 1478, Лондон - 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель, писатель.ОбразованиеПроисходил из зажиточной семьи лондонского юриста. Первоначальное образование получил в грамматической школе Св. Антония. Тринадцати лет был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-94 учился в Оксфордском университете, затем по настоянию отца проходил курс юридических наук в школах правоведения Лондона. Одновременно Мор изучал классические языки (латинский и греческий), произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Августина). Он сблизился с кружком оксфордских гуманистов - Джоном Колетом, Томасом Линакром, Уильямом Гроцином, Уильямом Лили, в 1499 познакомился с Эразмом Роттердамским, с которым его связывали отношения самой тесной дружбы (в доме Мора Эразм написал и ему посвятил свою "Похвалу Глупости").ПолитикаОколо 1502 Мор стал адвокатом и преподавателем права. В 1504 был избран в парламент, в стенах которого убедительно выступил против финансовых притязаний короля Генриха VII. После этого, опасаясь репрессий, был вынужден на время оставить политику и вернуться к адвокатской практике. В 1510 Мор снова в парламенте, созванном новым королем, Генрихом VIII; он представляет лондонских горожан; тогда же был назначен помощником городского шерифа. В 1515 в составе английского посольства был направлен для переговоров во Фландрию."Утопия"Во Фландрии Мор приступил к работе над первой книгой "Утопии", которую завершил по возвращении домой; вторая книга "Утопии" (собственно повествование о якобы недавно открытом государстве утопийцев) была в основном написана гораздо раньше. "Утопия" издана в конце 1516 в Лувене. В первой ее части содержится анализ социально-экономического положения Англии, острая критика огораживаний, хозяйственного монополизма, разложения английской деревни, нравственного упадка общества; во второй описывается идеальный общественный строй, основанный на началах общности, строй, в котором привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Третье, базельское издание "Утопии" 1518 было дополнено "Эпиграммами" Мора - собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм).По-видимому, одновременно с "Утопией" писалась "История Ричарда III", оставшаяся незавершенной (издана анонимно в 1543 в составе хроники Джона Гардинга, затем в 1548 и 1550 в хронике Эдуарда Холла с указанием на принадлежность ее Мору).Государственная службаГенрих VIII, оценив критический пафос "Утопии", назначил ее автора в 1517 своим советником. В 1518 Мор уже королевский секретарь, он выполняет дипломатические поручения, с 1521 заседает в "Звездной палате" - высшем судебном учреждении Англии. Тогда же он был назначен помощником казначея королевства и удостоен рыцарского звания, вскоре получил значительные земельные пожалования.В 1521 от имени Генриха VIII был напечатан трактат "Защита семи таинств против Мартина Лютера", редактором которого, а возможно, и соавтором был Мор. Лютер послал резкий ответ королю, на что Мор в 1523 отозвался "Отповедью Лютеру", обвиняя его в подстрекательстве простого народа к бунту против законных правителей.В 1523 с одобрения короля Мор избран спикером палаты общин, в 1525-29 он канцлер герцогства Ланкастерского, а в октябре 1529 после смещения кардинала Уолси, Мор становится лордом-канцлером Англии.Последние годыВ мае 1532 король Генрих VIII, принявший после конфликта с папой сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться контролю королевской власти. Мор, который в полемике с реформаторами защищал установления католической церкви, должен был уйти в отставку. Отказавшись признать "Акт о верховенстве", провозглашавший короля главой английской церкви, Мор в апреле 1534 был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 - к лику святых (память 22 июня и 6 июля).Сочинения:Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1973.Утопия. М., 1978.The Complete Works of St. Thomas More. New Haven; London, 1963. V. 1-16.Литература:Осиновский И. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978.Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и "Утопия". М., 1991.Reynolds E. E. The Field is Won. The Life and Death of St. Thomas More. London, 1968.О. Ф. Кудрявцев

    8 букв в слове "мопассан": а а м н о п с с.

    Слова, связанные со словом мопассан:

    Слова, образованные из 8 букв слова мопассан
    Слова, начинающиеся на мопассан
    Слова, содержащие мопассан
    Слова, оканчивающиеся на мопассан
    Слова из слова мопассан, если изменить одну букву
    Слова на мо
    Слова заканчивающиеся на ан
    Слова начинающиеся на моп
    Слова с сан в конце
    Слова из 8 букв, слова на букву м



    слова на со слова на вы слова заканчивающиеся на ичать слова заканчивающиеся на тва слова заканчивающиеся на айка