help
    PoiskSlov.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПоискСлов.com!

    аристофан

    Значение слова аристофан

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Аристофан - величайший драматический писатель Греции и древнего Мира, сын Филиппа; род. около 444 до Р. Х. и умер между 387 - 380 гг. в Афинах. Первую свою комедию он поставил в 427, но еще под чужим именем. Когда, год спустя (426), он осмеял в своих "Вавилонянах" могущественного демагога, кожевника Клеона, последний обвинил его перед советом в том, будто он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. А., как говорят, защищался перед судом стихами Гомера: Моя мать, та говорит: он мой отец; сам же я Этого не знаю, ибо кто же может сам знать кто его произвел? А. отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии "Всадники". Страх перед сильным демагогом будто был так велик, что актеры отказались от этой роли, никто не соглашался даже сделать маску, походящую на Клеона и А. сам играл эту роль, раскрасив себе лицо. Но этот рассказ, вероятно, выдуман на основании некоторых непонятых стихов комедии. Вот почти все, что известно о жизни А.; древние называли его попросту комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем поэта. Из 44 комедий, написанных А., до нас дошли только 11: "Ахарнейцы", "Всадники", "Облака" (в позднейшей неоконченной поэтом переработке), "Осы", "Мир", "Птицы", "Лисистрата", "Женщины на празднике Тесмофорий", "Лягушки", "Женщины в народном собрании" и "Плутос" (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену). Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Но, чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени. Только такой читатель в состоянии будет достойно оценить остроумные намеки, тонкий сарказм, "аттическую соль", мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие А. великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит, что "музы устроили себе в нем приют". Г„те отзывается о нем несколько иначе, он называет его "неблаговоспитанным любимцем муз", и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты А. слишком часто кажутся нам грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы современный человек, с его тонко развитым чувством изящного и не подкупленный красотою языка, мог находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично А., а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничем не стесняясь. Но зато комедии А. дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни. По своим политическим и нравственным убеждениям А. был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в "Облаках", его беспощадные нападки на Еврипида в "Лягушках" и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия А. сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время пелопонесских войн на нее были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. проведен был закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения А. служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращенном, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и ее представителей, тогда как в позднейших его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил на сцену, под именем своего сына, пьесу "Какалос", в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние А. положил начало новой комедии. Как во всем, что касалось формы, А. был мастером также в стихосложении; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Основная форма его следующая: Этот стих употребляется в страстной; возбужденной речи. См. Рочер, "A. und sein Zeitalter" (Берл., 1827); Ф. Ранке, "De Aristophanis vita" (Лейпц., 1845); Мюллер Штрюбинг, "A. und die histor. Kritik" (Лейпц., 1873). Кроме старых изданий А. Мануция (Венец., 1498), Кюстера и Берглера (Лейд., 1769), особенного внимания заслуживают следующие: Брунка (3 т., Страсб., 1781 - 83); Инверницци, начатое с превосходной равеннской рукописи, под редакцией Бекка (Лейпц., 1794), продолженное с 7-го тома В. Диндорфом и законченное на 13 томе (1826); Беккера (5 т., Лонд., 1829), повторенное Диндорфом (Лейпц., 1869), Блейдеса (Галле, 1880, не оконч.); карманные издания Бергка (2 изд., 2 т., Лейпц., 1866) и Мейнеке (2 т., Лейпц., 1860); наконец "Выборки" с немецкими примечаниями Кокка (Лейпц., с 1852 во многих изданиях). Между отдельно изданными пьесами надо указать: "Плутос" Гемстергуиса (Гарлинген, 1744 и Лейпц., 1811); "Облака" Германа (Лейпц., 1799 и 1830), Рейзига (Лейпц., 1820) и Тейфеля (Лейпц., 1863 и 1868); "Осы" Гиршига (Лейд.. 1847) и Рихтера (Берл., 1858); "Женщины на празднике Тесмофорий" Фрицше (Лейпциг, 1838); Тирша (Гальбершт., 1832) и Фельзена (1878); "Ахарнейцы" Мюллера (Ганнов., 1863) и В. Риббека (Лейпц., 1864); "Мир" Рихтера (Берл., 1860); "Лягушки" Фрицше (Цюр., 1845) Фельзена (Лейпц.; 1881); "Всадники" В. Риббека (Берл., 1867) и Фельзена (Лейпц., 1869). Отдельные пьесы переведены Виландом в "Attischer Museum", Велькером (2 т. Гиссен, 1810); "Облака" Вольфом (Берл., 1812); "Птицы" Рюккертом в его посмертных сочинениях (Лейпц., 1867); "Общее собрание" И.Г. Фоссом (3 т., Брауншв., 1821), Дройзеном (3 т., Берл., 1835 - 38; 2 т., Лейпц., 1871), Иер. Мюллером (3 т., Лейпц., 1843 - 46), Зегером (3 т., Франкф., 1842 - 48), Шнитцером (Штутгарт, 1842 - 54), Минквицем (Штутг., 1854, неоконч.) и Деннером (3 т., Франкф., 1861 - 62). Собрание важнейших древних схолий выпустил Дюбнер (Пар., 1842).

    Современный толковый словарь

    АРИСТОФАН (ок . 445 - ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, "отец комедии". Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы ("Всадники"), и к индивидуалистической философии софистов ("Облака"), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В комедиях Аристофана - отклики на актуальные события, выступления против военной политики ("Лисистрата"), поношение реальных личностей (Сократа - в "Облаках"), фантастические ситуации ("Ахарняне", "Птицы").АРИСТОФАН (ок. 445 - ок. 385 до н. э., Афины), древнегреческий комедиограф, в древности получил имя "отца комедии". Из 40 написанных Аристофаном комедий дошли 11 пьес целиком и несколько десятков отрывков.Ранние произведения Родился в Аттике в состоятельной семье. Филипп, отец Аристофана, владел участком земли на острове Эгина, что дало повод современникам считать, что Аристофан не афинского рода, хотя он был афинским гражданином. Первые свои пьесы не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор. Под чужим именем была представлена первая комедия Аристофана "Пирующие" (427), судя по сохранившимся фрагментам - сатира на софистическое воспитание и "модную" философию. В 426 на Великих Дионисиях поставил комедию "Вавилоняне", посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников. За эту пьесу Аристофан был привлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.Темы и герои пьес Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом. Теме "войны и мира" - основной в дискуссиях политических партий в Афинах того времени - посвящены пьесы Аристофана "Ахарняне" (425; поставлена от имени поэта и актера Каллистрата) и "Мир" (421). Сюжет комедии "Лисистрата" (411), поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийской экспедиции в 413, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты (греч. Губящая войско) захватывают акрополь в Афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен. В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и "золотую" молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во "Всадниках" (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа). Главные действующие лица комедии "Осы" (422; поставлена от имени Филонида) получили имена, характеризующие их отношение к Клеону: Филоклеон (Клеонолюб) и Бдилеклеон (Клеононенавистник). Предмет высмеивания - страсть афинян к сутяжничеству и, конкретно, закон о повышении платы судьям, продвинутый в народном собрании Клеоном. Хор в "Осах" - старики-судьи, ищущие поживы и представленные в виде ос с жалами, которые набрасываются на противника судов, "врага демократии" и "сторонника тирании" Бдилеклеона.Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии и литературы, расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в "Облаках" (423) он выводит Сократа. Облака - хор из 24 девушек - символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии.На Великих Дионисиях 411 Аристофан ставит "Женщин на празднике Фесмофорий", где высмеивает Еврипида и его младшего современника драматурга Агафона. Политических выпадов в комедии нет, в целом она представляет пародию на трагедии Еврипида "Елена" и "Андромеда". Хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащего их Еврипида. Переодетый в женское платье друг последнего должен защищать его, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход и вспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий. В 405 на Ленеях была поставлена комедия "Лягушки", которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, - судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. Однако после состязания Еврипида с Эсхилом, во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду и состязания усиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек.К жанру утопии относятся комедии Аристофана "Птицы" (414), "Женщины в народном собрании" (392), "Богатство" ("Плутос") (388). В "Птицах", написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, город Тучекукуевск; господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. В "Женщинах в народном собрании" афинянки под предводительством Праксагоры (она напоминает Лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его к процветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. Пьесы "Богатство" и "Женщины в народном собрании" сильно отличаются от написанных во время Пелопоннесской войны. Сатира в них смягчена, нападок на отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партии заменены музыкальными интермедиями. Последние комедии Аристофана "Эолосикон" и "Кокал" были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром в 387. Сочинения:Комедии. М., 1955. Т. 1-2.Литература:Головня В. В. Аристофан. М., 1955.Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.В. Е. Сусленков

    9 букв в слове "аристофан": а а и н о р с т ф.

    Слова, связанные со словом аристофан:

    Слова, образованные из 9 букв слова аристофан
    Слова, начинающиеся на аристофан
    Слова, содержащие аристофан
    Слова, оканчивающиеся на аристофан
    Слова из слова аристофан, если изменить одну букву
    Слова на ар
    Слова заканчивающиеся на ан
    Слова начинающиеся на ари
    Слова с фан в конце
    Слова из 9 букв, слова на букву а



    слова начинающиеся на во слова начинающиеся на черес слова с приставкой бес игра кроссворд cerca parole