help
    PoiskSlov.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПоискСлов.com!

    сивиллы

    Значение слова сивиллы

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Сивиллы (Sxbulla, Sibylla) и Сивиллины книги (libri Sibyllini). - Сивиллами в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Как и бакиды, Сивиллы не были связаны с определенным местным культом, хотя экстатический характер их гадания имел много общего с оргаистической стороной греческой религии. С., к которой обращались за предсказанием, ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела, изрекала оракулы, как бы "стараясь вытеснять из груди великого бога". Прекрасное изображение пророческого экстаза С. дано у Виргилия в VI кн. Энеиды (42-155). Деятельность С. в историческую пору греческой истории приурочивается главным образом к VIII и VII вв. до Р. Хр., времени сильного духовного и религиозного подъема, хотя предание перенесло некоторых С. в эпохи предшествовавшие событиям, которые предсказывались в сивиллинных изречениях. Так, Герофила эрифрская, которой приписывалось предсказание троянской войны по логическому выводу предания, жила до троянской войны. Первый, у кого встречается упоминание о С., был Гераклит Ефесский (ок. 500 г. до Р. Хр.), знавший лишь одну С.; об одной С. говорят также Аристофан, Платон и Аристотель. Гераклит Понтпийский, ученик Платона, знал трех С. - эрифрскую (Герофилу), фригийскую и геллеспонтскую (марпессийскую); у позднейших писателей существуют указания, что было 4, 8, 10, 12 С. Деятельность С. приурочивалась преимущественно к северо-западному углу Малой Азии, что дало Буше-Леклерку повод приписать Сивиллам троянское происхождение и признать прообразы С. в Кассандре и Манто. Такой изображена Кассандра, между прочим, в трагедии Эсхила "Агамемнон". более всего сведений имеется о кумской С., которая, по преданию, жила около тысячи лет и была современницей Тарквиния Гордого (по др.- Тарквиния Ириска). С именем последнего предание связывает так наз. Сивиллины книги, числом девять, которые кумекая С. предложила купить царю (Дионисий Галик., IV, 62). Тарквиний отказался. Тогда С., бросив в огонь три книги, предложила царю купить за ту же цену остальные шесть. По вторичном отказе царя С. сожгла еще три книги, и еще раз предложила купить за ту же цену оставшиеся три книги. Посоветовавшись с авгурами, Тарквиний решил купить эти книги, 0ни были помещены в Капитолийском храме и поручены наблюдению двух граждан из патрициев и еще двух других (быть может, из греков, чтобы служить переводчиками и истолкователями). Выделяя в переданном мифе исторические черты, можно заключить, что было время, когда государство официально признало греческие культы, введение которых связано, главным образом, с появлением в Риме Сивиллиных книг. Вследствие оживленных и близких сношений с Великой Грецией, Сивиллины книги попали в Рим из Кум, куда, в свою очередь, они были привезены из Эрифр (по Варрону); город (селение) Гергиф на Троянской Иде, близ Эрифр, считается местом возникновения Сивиллиных предсказаний (ср. Klausen, "Aeneas und die Penaten", стр. 203 слл.). По свидетельству Гераклита Понтийского, этот сборник был составлен в 1 половине VI в., когда деятельность оракулов была весьма распространена и когда, вследствие нашествия лидян и персов, греки Малой Азии стали переселяться в Сицилию и Южную Италию. Догадка о происхождении Сивиллиных изречений в Троаде подтверждается еще и тем, что после пожара Капитолийского храма, в 83 г. до Р. Хр., отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник сивиллиных предсказаний преимущественно в Эрифрах, Илионе и на Самосе. С какой целью был составлен древнейший сборник этих изречений, сказать трудно. По предположению Клаузена, С. и др. странствующие пророки (crhsmolgoi.) составляли группу, цель которой была подорвать славу и значение местных оракулов - додонского, дельфийского и др. Сивиллины изречения, по преданию, были записаны на пальмовых листьях и хранились в строгой тайне, так что даже римлянам, кроме жреческой коллегии децемвиров (квиндецемвиров), не было ничего известно ни о самых книгах, ни о деятельности их профессиональных хранителей. Известно лишь то, что они были написаны греческими гекзаметрами и что применение изречений к данному случаю зависело от произвольного толкования децемвиров, подобно тому, как в средние века библейские и Виргилиевские Sortes, взятые на удачу, применялись к какому угодно случаю путем натяжек и отдаленных сопоставлений. Жрецы, приставленные для наблюдения за Сивиллинными книгами, назывались первоначально, по их числу, duo viri (II viri) Sacris faciundis и были избираемы па всю жизнь, с освобождение м от воинской повинности. С 367 года число их возросло до 10, при чем одна половина избиралась из патрициев, другая из плебеев. При Сулле коллегия заключала в себе 15 членов (Quindecemviri Sacris faciundis)- число, которое держалось до последнего времени существования сивиллиных книг. Вновь составленные после пожара 83 г., книги были подвергнуты Августом, в 13 г., тщательной критике; значительное число подложных оракулов (до 2000) было сожжено, а остальные изречения помещены в храме Аполлона Палатинского. Сивиллины книги были сожжены Стилихоном в 405 г. В религиозной жизни государства сив. книги играли значительную роль, так как к ним обращались за советом (libros adire, inspicere), по приказанию сената, в случаях, угрожавших опасностью государству - при тревожных знамениях, поветриях и в других критически х обстоятельствах (ср. у Ливия III, 10; V, 3; X, 47; XXI, 62; Xll, 1, 9; XXIX, 10; XXXVI, 37;XII, 21). Результатом консультаций было большей частью указание ввести какой-либо обряд, чтобы отвратить несчастье или умилостивить божество. Почти все новые обряды и культы, введенные в историческую пору рим. государства, обязаны своим происхождением Сив. книгам. Сюда относится введете в римский пантеон новых божеств - Аполлона, Латоны, Великой матери, Эскулапа - и перенесете на латинские божества атрибутов и свойств греческих богов: так, Диана отождествилась с Артемидой, Церера с Деметрой, Прозерпина с Персефоной, Геркулес с Гераклом. Под влиянием Сив. книг произошли также большие перемены в обрядовой стороне римской религии, возникли некоторые религиозные установления, напр. лектистернии, игры [особенно Ludi Apollinares (212 до Р. Хр.) и I. Saeculares], и вообще изменились религиозные представления римлян, усвоившие антропоморфизм, эмоциональность и индивидуализм греческой религии. В составе Сивиллиных книг находились также чисто италийские изречения, напр. этрусския, тибуртинские, Марциевы и др. В 213 г. до Р. Хр. сенат приказал городскому претору исследовать различные ходившие в народе сборники предсказаний, при чем саrmina неизвестного Марция были признаны подлинными и вверены наблюдению децемвиров. Все эти изречения, как италийского, так и иноземного происхождения, были известны также под названием libri fatales или просто libri. В составе дошедших до нас сборников находятся изречения, сочинение которых восходит не дальше второго века и среди которых можно найти следы еврейского и христианского влияний позднейшего времени. Ср. BoucheLeclerq, "Histoire de la divination dans l'antiquite" (II., 1879-82; есть русск. пepeв.);, Klausen, "Aeneas und die Penaten. Die Italienischen Volksreligionen unter dem Einfluss der griechischen" (Гамбург, 1839-40); Heidbreede, "De Sibyllis" (6., 1835); Maass, "De Sibyllarum indicibus" (Грейфсвальд, 1879); Delaunay, "Moines et Sibylles dans l'antiquite" (H., 1874); Friedlieb, "Oracula Sibyllina" (Лпц., 1852); Alexandre, "Oracula Sibyllina" (Hap., 1841-56); Ewald "Ueber Eutstehung, Inbait und Werth der Sibyllinischen Bucher" ("Abhandlungen d. Kais. Gesellsch. der Wissensch. zu Grottingen", Hist. Phil. Klasse, т. VIII, 1860, стр. 43 сл.); Diels, "Sibyllinische Biatter" (Б., 1890); Febr, "Studia to Oracula Sibyllina" (Упсала, 1893); Маrquardt, "Romische Stadisverwaltung". (III т., стр. 351 ел.. Б., 1885); Smith, "Dictionary of Greek and Rоmаn antiquites" (II т., cp. 668 и сл., Л., 1891). И. О.

    Современный толковый словарь

    СИВИЛЛЫ (Сибиллы) , легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами; насчитывалось до 12 сивилл. Наиболее известна Кумская Сивилла, которой приписываются "Сивиллины книги" - сборник изречений и предсказаний, служивший для официальных гаданий в Др. Риме.

    7 букв в слове "сивиллы": в и и л л с ы.

    Анаграммы для слова сивиллы:

    Слова, образованные из 7 букв слова сивиллы:

    вил виллис вилы вис вл вс вы выси ив ии ил или ис ли лив ливы лили лис си сив сии сил силл силы сл слив сы ыс
    Слова из слова сивиллы, по длине

    Слова, связанные со словом сивиллы:
    Слова, начинающиеся на сивиллы
    Слова, содержащие сивиллы
    Слова, оканчивающиеся на сивиллы
    Слова из слова сивиллы, если изменить одну букву
    Слова на си
    Слова заканчивающиеся на лы
    Слова начинающиеся на сив
    Слова с ллы в конце
    Слова из 7 букв, слова на букву с



    русский онлайн онлайн словарь слова заканчивающиеся на авый слова заканчивающиеся на овщик слова которые заканчиваются на отка