help
    PoiskSlov.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПоискСлов.com!

    рай

    Значение слова рай

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    рай м. 1) Прекрасный сад, в котором - по библейскому преданию - до своего грехопадения жили Адам и Ева. 2) Место, где - по религиозным представлениям - души умерших праведников пребывают в вечном блаженстве. 3) перен. Красивая местность, где можно счастливо и безмятежно жить. 4) а) перен. разг. Прекрасные условия жизни, спокойная, счастливая жизненная обстановка. б) Радость, блаженство.

    Орфографический словарь

    рай рай, р`ая, предл. в ра`ю

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    РАЙ, -я, о рае, в раю, м. 1. В религиозных представлениях: место, гдедуши умерших праведников пребывают в вечном блаженстве. Как в раю (оченьхорошо). И рад бы в р., да грехи не пускают (поел.). На чужом горбу в р.въехать хочет кто-н. (хочет воспользоваться чужими заслугами, плодами чужоготруда; разг. неодобр.). 2. перен. Легкие и радующие условия, обстановка.Летом в лесу р. Земной р. (красивое, приятное место). С милым р. и в шалаше(поел.). * Иди к богу в рай! (прост.) - уйди, отстань. II прил. райский,-ая, -ое (к 1 знач.).;
    РАЙ... Первая часть сложных слов со знач. районный, напр. райсовет,райисполком, райсобес, райцентр.

    Толковый словарь В.И.Даля

    РАЙ м. первобытный сад, вертоград, жилище прародителей Адама и Евы. Насади Господь Бог рай во Едеме, Быт. Земной рай погублен искони. | Пребывание праведных душ. Днесь со мною будеши в раю. Лук. В рай просятся, а смерти боятся! Не позволишь ли ты мне, Господи, по раям походити, по адам посмотрети? стихира. У нас житье рай земной! Не всем в раю быть, кого Бог помилует. От любви прочь, от раю прочь. И рад бы в рай, да грехи не пускают. Узка дорожка в рай, да обходу нет. Быть тебе в раю за твою доброту! В любви жить, раем жить! Без ума житье - рай. Своя воля - либо рай, либо ад. Без бороды и в рай не пустят (раскольн.). По бороде хоть в рай, а по делам - ай, ай! Ай-ай, заключен рай! И большою милостынею в рай не войдешь. Город царство, а деревня рай. Москва царство, а наша деревня рай. Пусти бабу в рай: она и корову за собой ведет! | Рай, южн. детская игра, чертят на земле рай и пекло (ад), бросают взапуски ножом, чтоб воткнулся; выигравший идет в рай, | Рай, зап. рига, овин. | Рай, гул, голк, см. ниже. | Рай-дерево, райское дерево, алтайская, душистая осокорь, пахучий тополь, Рорulus lаurifоliа. | Кур. сирень, синель. | Rhus, см. желтинник. | Ricinus, клещевина. В народной песне: раиня ж. рай, вертоград, сад. Ох, ты, матушка пустыня, распрекрасная раиня! песня. Райский, относящ. к раю. Райское блаженство. Райское дерево, рай-дерево. Райская птица, Раrаdiseа ароdа, яркая и пестрая пером, в жарких странах; также сказочные птицы сирин и алконост, с женскою головою. Раёк м. ящик с передвижными картинами, на которые смотрят в толстое (брюшистое) стекло. | Вертеп, кукольный театр. | Верхние места в театре, под потолком. Был в раю, а видел беса! в райке. | Всякое граненое стеклышко, показывающее предметы в радужных цветах; стекляная призма. | Радужница глазная, радуга, радужная перепонка, в которой окошечко, зенко, зеница, зрачок. | Граненое стеклышко, которое кажет радужные цвета света. | Райки мн. радужные окоемки предметов, разноцветные лучи или отраженье. Райковый, раёчный, к райку, в разн. знач. относящийся.;
    РАЙ м. костр. яросл. ниж. отдаленный гул, раскаты, зык, голк, отгул, отголосок, отдача, раскат звука, отзыв, луна, вторье, эхо; шумный и долгий гул. В горах от грома рай стоит. Лесы от раю стонут. Охотники гончих закинули - рай лесом идет! Раять вост. звучать, зычать, раз(от)даваться гулом, отголашивая. Райкий, звучный, зычный, гулкий, отголосистый. Райкое место, где раздается голос и вторит. Райкая зала, с хорошим резонансом, для музыки. Девки белье прут, зарей по реке райко раздается. Полочка в гуслях (дек) делается для райкости. Райник м. костр. большой, обширный лес. Райдуга, радуга.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    РАЙ напр. райбюро, райисполком, райком и т. п.;
    РАЙ рая, о рае, в раю, мн. нет, м. 1. В религиозных учениях - место, где души праведников после смерти ведут блаженное существование; первонач. в библии - прекрасный сад, в к-ром жили Адам и Ева до так наз. грехопадения (религ.). И рад бы в рай, да грехи не пускают. Пословица. 2. перен. Красивая местность; место, где можно жить счастливо и безмятежно. В деревню, в теплый край, деревня летом - рай! Грибоедов. - Вот там-то прямо рай! И вспомнить, так душе отрада! Крылов. 3. перен. Об очень хороших условиях жизни, о покойной, счастливой жизненной обстановке (разг.). Кабы не было блох да становых, что бы это за рай, а не жизнь была! Салтыков-Щедрин. земной рай или рай земной (книжн.) - перен. то же, что рай во 2 знач. Я жил между Генуей и Ниццей, в так называемом земно раю, между пальм и апельсинных плантаций. Дружинин. Вокруг домика рай земной, зелень, живут веселые птицы. Чехов. отправить в рай кого (ирон.) - перен. то же, что отправить на тот свет, см. свет. Я сам отправил четверых прямой дорогой в рай. А. Прокофьев.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Рай (по евр. закрытый сад). Различаются два Р.: 1) "земной", "Р. сладости", насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия, "на востоке" (от того места, где написана эта книга, т. е. вероятно - Палестины), в стране Эдемской. Мнения о том, в каком именно месте находился этот Р., различны. При описании его, находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший Р., был источником четырех рек - Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. На этом основании одни ищут Р. в восточной Азии, считая Р. целую страну Едем; другие находят его между Евфратом и Гангом, при чем в названиях Геона и Фисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением Р. Сирию (принимая Фисон за Хризоррой и Геон - за Оронт), Месопотамию или Халдею. Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лица земли первозданный Р., совмещавший в себе все, что было прекрасного в первозданной природе. 2) Р. небесный - "царствие", уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство. Сказания Св. Писания об этом Р. очень кратки. В этот Р. вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лук. XXIII. 43); об этом Р. Иисус Христос говорил апостолам: "в дому Отца моего обители многи суть, - иду уготовать место вам", а апостол замечал: "если земная наша храмина, тело, разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечную в небесах" (2 Кор., V, 1). P. небесный, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или "первое небо"; за ним, выше, есть еще небеса (Апок. VI, 9; VII, 9; IV, 4). Не более, чем Св. Писание, сообщает о Р. священное предание. Климент Римский говорит об ап. Петре, что он, по смерти, "отошел в место славы", о Павле - что он "по кончине отошел в место святое". Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они "пребывают в подобающем месте у Господа". Ириной Лионский замечает, что "преложенные (т. е. умершие на земле праведники) преложены в Р., ибо Р. приготовлен для людей праведных и духоносных". Иларий, Григорий Нисский и др. говорят о "лоне Авраамовом" в Р., как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить по всеобщем воскресении и страшном суде". Ипполит и Тертуллиан Р. или небо, как специальное место селения мучеников и пророков, отличают от лона Авраамова, как селения праведников. По словам Киприана, "смерть для праведных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечность для жизни у Бога и со Христом в Р. или царствии небесном". По Ефрему Сирину, все праведники водворяются в обществе радостей, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленное Солнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими. Афанасий Вел. говорит: "вопрос, где находятся отшедшие души - вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас". Григорий объясняет неполноту сказания книги Бытия о Р. земном тем, что "обычай есть писанию о недоумеваемых доселе творить сказание просто и немногопытно". Все отцы церкви учили, что души святых в райских небесных обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые (Григорий Богослов, Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся, в небесном Р., молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих еще на земле. Это учение на вселенских соборах халкидонском и II-м никейском возведено в догмат церкви. Некоторые из позднейших богословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силу которой они признают несомненно действительными все те видения Р. и хождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние и новые агиографы. Ряд этих оказании о Р. открывается сказанием о мученичестве св. Перепетуи (умер в 203 г.), где Р. небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях Р. ему усвояется все, что можно себе представить прекрасного в природе. Для христианского искусства Р. с самого начала был одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, на саркофагах, в мозаиках катакомб, а равно вообще в живописи. Православное церковное учение о Р. резюмируется в литургических памятниках, а также в молитвословиях погребальных. В древнейшем тексте (александрийском) литургии Василия Вел. церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных "в место злачно, на воды упокоения, в Р. веселия, откуда удаляются всякая печаль и воздыхание, в свет святых". В молитвах поминовения усопшего церковь просит, чтобы Бог вселил умершего "в место светло, злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, иде же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная". См. епископ Сильвестр, "Опыты Нрав. Догмат. Богословия" (т. V); монах Митрофан, "Как живут наши умершие по смерти" (1887); Г. К. Властов, "Библейская Летопись" (СПб., 1875); Н. Н. Глубоковский, "Обращение Савла" ("Христианское Чтение", 1896); Н. И. Глориантов, "Взгляд на отношения геологии к библейским сказаниям" (там же, 1861); Новорусский, "О шестидневном творении" ("Православное Обозрение", 1886 - 87); Е. И. Ловягин, "Библейское учение о творении" ("Странник", 1863); Н. А. Сергиевский, "О творении" ("Православное Обозрение", 1873); "Рай и ад" ("Христианское Чтение", 1840); Ловягин, "Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле" (там же, 1867); "О воздаянии после частного суда" (там же, 1852); "О разности наград и наказаний по смерти" (там же, 1826).

    Современный толковый словарь

    РАЙ , согласно вероучениям большинства религий, место вечного блаженства для душ праведников.;
    РАЙ Джамини (1887-1972) , индийский живописец и график. Использовал традиции бенгальского народного лубка в композициях, отмеченных выразительной простотой, чертами декоративной стилизации.;
    РАЙ Раммохан (1772 или 1774-1833) , индийский просветитель, разработал религиозно-философскую систему, утверждавшую равенство людей и отвергавшую наиболее одиозные обычаи, увековеченные индуизмом. Основным средством общественного прогресса считал просвещение народа. Родоначальник современной бенгальской прозы.

    3 букв в слове "рай": а й р.

    Слова, образованные из 3 букв слова рай:

    а ай ар ра
    Слова из слова рай, по длине

    Слова, связанные со словом рай:
    Слова, начинающиеся на рай
    Слова, содержащие рай
    Слова, оканчивающиеся на рай
    Слова из слова рай, если изменить одну букву



    русское слово слова из букв слова на изо слова начинающиеся на без слова оканчивающиеся на ами