help
    PoiskSlov.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПоискСлов.com!

    осот

    Значение слова осот

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    осот м. Крупное сорное травянистое растение семейства сложноцветных.

    Орфографический словарь

    осот ос`от, -а

    Толковый словарь В.И.Даля

    ОСОТ м. растенья разн. видов, даже родов: Сarduus, Cirsium, Sonchus, все сорные, колючие растенья, глубиною кореньев одолевающие огороды: чертополох, мурат, татарин, мордвинник, волчец, дедовник, репейник и пр. Сarduus crispus, осоткрасный, пустосель; Cirsium arvense, осот, серп, наголоватки; союз Heterophilum, маточник, пустосель, чертополох, репейник, татарин, осот лесной. союз palustre, осот, татарник, мордвин, чертополох болотный. Sonchus oleraceus, осот заячий: S. arvеnsis, уразная, молочник, молочайник или осот молочайный; S. uliginosus, осот и молочай. Осот пчелиный, Dracocephalum, Ruyschiana, синий зверобой. Осот черный, Сеntaurеa scabiosa, пупочник, шишкарник, шелабольник, пустосель, большая зубчатая, адамова голова. Дай волю осоту, и огурцов на белом свете не станет. Чертополох да осот от соседа к соседу под тыном пробираются. Осотовый, осотный, к нему относящ. Осотник м. поле, заросшее осотом; | осотное, осотистое, осотоватое сено.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    ОСОТ осота, м. (бот.). Род крупной сорной травы из семейства сложноцветных.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Осот - под этим именем известно несколько сложноцветных растений, относящихся к родам Cardaus, Cirsium, Sonchus и др.; в большинстве случаев, однако, О. называют растения, принадлежащие к роду Sonchus L. Всех видов этого рода известно до 25; они дико растут, преимущественно как сорные травы, в Старом и Новом свете. Многие виды - однолетние или многолетние травы и только немногие виды - полукустарники. Узнается О. по листьям, усаженным по краю острыми колючими иглами, и по плодикам (семянкам): они сплюснутые, ребристые, с хохолком из простых белых шелковистых волосков на притупленной верхушке. Головки средней величины, колокольчатые или яйцевидные, с черепичатой обверткой и голым ложем. Все цветки в головке язычковые, плодущие, обыкновенно желтого цвета, редко синего или голубого. В Европейской России наиболее часто встречаются четыре вида О.; из них два - многолетние травы: Sonchus arvensis L. - полевой О. и S. paluster L. - болотный О., и два - однолетние травы: S. oleraceus L. - огородный О. и S. asper Vill., - жесткий О. S. arvensis растет по лугам, полям; листья у него струговидные, перисто-надрезные или раздельные, верхние (реже все) цельные, при основании сердцевидные; головки собраны шитком или почти зонтиком; цветки ярко-желтые; семянки темно-бурые, на плоскостях с 5 поперечно-морщинистыми ребрышками. S. paluster растет по болотистым местам; листья мелко зубчатые, реснисчатые, нижние выемчато-раздельные, с 4-6 отстоящими друг от друга ланцетными долями; верхние цельные, узколанцетные, при основании стреловидные, с острыми расходящимися ушками; цветки светло-желтые; семянки продолговатые, почти четырехгранные, желтоватые, с 2-3 ребрами на плоскостях. S. oleraceus - сорная трава по огородам, садам и около жилья. Листья перистораздельные или лировидные, нижние суженные в крылатый черешок, верхние сидячие, с острыми ушками при основании; головки собраны щитком; цветки желтоватые; семянки с тремя тонкими ребрышками на плоскостях, и в промежутках между ребрышками поперек морщинистые. S. asper растет на полях и по сорным. местам; листья цельные или выемчатонадрезанные, с острыми, назад обращенными надрезами, слегка жесткие; верхние листья сидячие, с округлыми ушками, прижатыми к стеблю; семянки без морщинок между тонкими ребрышками. Практического значения виды О. не имеют. С. Р.;
    Осот (сельскохоз.) - сорная трава из семейства сложноцветных, из родов Sonchus и Cirsium, появляющаяся главным образом на почвах плодородных. Полевой О. (S. arvensis, С. aiveuse), чаще всего в пшенице - многолетнее растение с глубокими корнями и особыми на них придаточными почками, легко выгоняющими новые побеги. Огородный О. (S. оleraceus) - однолетнее растение, причиняющее вред яровым посевам. Главные меры против них: выкапывание корней, культура пропашных, посевы клевера и люцерны. В молодом возрасте О. представляют довольно питательный корм, особенно любимый лошадьми. Г. К. Occиан (кельт. Oisin; ирланд. Ossin или Osein) - вместе со своим отцом, Фин МакКуммалом, стоит в центре обширного цикла кельтских сказаний. Согласно преданию, они жили в Ирландии, в III в. нашей эры. Как Фин Мак-Куммал, так и его сын Оссин управляли "финиями или "фениями", которые составляли в древней Ирландии постоянную армию (фианну), пользовавшуюся огромными привилегиями. Доступ в нее был обставлен разными трудностями; желающий получить звание финия должен был обладать не только военной доблестью, но также быть поэтом и знать все "12 книг поэзии". Страна много страдала от такого привилегированного сословия, заявлявшего притязания даже на ограничение королевской сласти. В конце III в. ирландский король Карб вступил в открытую борьбу с фианной, во главе которой стоял Оссин. Битва при Гобаре в 274 году подорвала господство фианны, но вместе с тем нанесла тяжелый удар военным силам Ирландии и изменила весь строй древней ирландской жизни. Последний из финиев, переживший битву при Гобаре, был Оссин или О. Народная фантазия последующих веков наделила его и его отца сказочномифическим ореолом. Оба они сделались любимейшими героями народных песен и сказаний: Фин Мак-Куммал - как представитель блестящего прошлого, Оссин, слепой и несчастный - как последний его обломок. Народная фантазия заставляет О. прожить гораздо дольше возможной человеческой жизни и дожить до появления св. Патрика, в лице которого христианство нанесло еще более решительное поражение старому языческому миру Ирландии. Но другим версиям, О. вернулся из страны вечной юности (Елисейские поля языческой Ирландии) уже после победы христианства и встретился со св. Патриком. Об их свидании существует масса легенд, сказок, песен и т. п. Через пятнадцать веков после битвы при Гобаре, в 1760 г., появилась в Эдинбург книга под заглавием: "Fragments of ancient poetry, collected in the Highlands and translated from the gaelic or erse language by James Macpherson". Никому до тех пор неизвестный Джеймс Макферсон в предисловии к своему изданию называет себя простым переводчиком старинной рукописи, сохранившей поэзию барда О., жившего в Горной Шотландии в III в. Сначала вышло всего 15 поэм; но общество богатых шотландских патриотов, польщенное в своей национальной гордости успехом этой книги, дало Макферсону средства на новое путешествие в Шотландию, следствием которого явилось новое издание песен, значительно пополненное, а в 1765 г. появилось и третье, заключавшее в себе 22 поэмы и предисловие Блэра, профессора риторики и литературы в эдинбургском университете. Поэмы были переведены на все европейские языки; ими зачитывались все, и сначала никто не сомневался в их подлинности; в О. видели такое же прямое отражение народной поэзии, как в Илиаде и Одиссее. В 70-х годах начали возникать некоторые сомнения относительно подлинности поэм; поэт Юнг посоветовал Макферсону показать рукопись, с которой он переводил, каким-нибудь специалистам, чтобы они могли констатировать верность перевода. Макферсон не только не исполнил совета Юнга, но вообще совсем не отвечал на нападки своих противников, всецело предоставляя борьбу с ними своим друзьям, и только в 1779 г.. после резких выходок критика Джонсона, заявил, что выставить свои оригиналы у книгопродавца Беккера в Эдинбурге; но обещание это так и не было исполнено. Разгоравшийся все более и более спор усложнился еще и национальным вопросом: до Макферсона никто не оспаривал ирландского происхождения финианских героев, и ирландцы были уязвлены в своей национальной гордости. В 1797 г. была созвана комиссия для расследования вопроса о подлинности Макферсоновского О.; она работала 8 лет, но результаты ее работ оказались весьма незначительными: прошло больше 30 лет со времени появления поэм О., многое изменилось в Горной Шотландии, куда проникла и книга Макферсона, и старое так смешалось с новым, что не было возможности разобраться; никаких древних рукописей не было найдено. Бумаги, опубликованные после смерти Макферсона, еще более запутали дело: у него нашлось только 11 песен на гэльском наречии и две большие эпопеи, "Фингал" и "Темора", переписанные рукой самого Макферсона. В виду этого подложность поэм О. была признана всеми, и о ней до сих пор говорят в учебниках истоpии литературы. В настоящее время, однако, это обвинение не должно ставиться так резко: не смотря на поднятую критикой бурю, вопрос о подложности О. далеко еще не может считаться решенным. Никто в настоящее время не оспаривает ирландского происхождения О., но не подлежит сомнению и то, что жители Ирландии и сев. Шотландии принадлежали к одному племени и сохраняли до позднего времени свои национальные черты, так как находились в постоянных между собой сношениях и не были романизированы; весьма вероятно, что жители Горной Шотландии были выходцы из Ирландии. Никто не оспаривает и того, что Оссиановская легенда имеет своим отечеством Ирландию, но столь же достоверно, что и Шотландия имеет свою Оссиановскую легенду. Это доказывается найденным не так давно "Лесморским Сборником" 1555 г., в котором есть песня, приписанная О. и до такой степени схожая в тоне и сюжете с поэмами Макферсона, что не остается сомнения в их ближайшем родстве. В виду этого сборника падает и обвинение Макферсона в том что меланхолический тон его поэм есть продукт культуры XVIII в.; мы знаем теперь, что этот тон присущ шотландской легенде. По всей вероятности, Макферсон во время своей поездки в Горную Шотландию, куда, как теперь известно, его сопровождали два знатока местного наречия (Александр Макферсон и Морисон), собрал и записал устные предания и издал их в литературной обработке, при чем внес далеко не так много своего личного, как полагают; в этом несомненно убеждает изучение эпитетов в его поэмах. Личное участие Макферсона заметно, главным образом, в туманных описаниях природы, в пристрастии к лунным ночам, к обросшим мохом замкам и т. п. Все поэмы Макферсона можно разделить на 3 группы. Поэмы первой группы или были записаны тщательнее, или же в основу их действительно лег какой-нибудь письменный памятник: они ярче отразили народное творчество. Из эпитетов, встречающихся в этой группе поэм, есть очень характерные и ничем не напоминающие ни романтическую поэзию, ни Гомера; встречаются также и двойные сравнения, напр. "руки битв" (воины). Другая группа песен носит следы свода, но вряд ли этот свод мог сделать Макферсон; вероятнее, что сделан он кем-нибудь ближе стоявшим к народу. Эта группа могла бы иметь очень большое значение для изучения кельтской народной поэзии, как сохранившая следы образования эпопей и представляющая собой единственный образчик третьего фазиса в развили кельтского эпоса; но значение ее почти уничтожено самим Макферсоном, и вопрос остается неразрешенным. К третьей группе принадлежат поэмы совершенно искусственные, с деланными, вычурными описаниями, изобилующие гомеровскими эпитетами, совершенно не свойственными кельтскому народному творчеству: "быстроногий, лучезарный" и т. п. Как бы мало ни было значение Макферсоновского О. для истории развития эпоса, произведение это сыграло очень большую роль в истории всемирной литературы; влияние его не переставало чувствоваться до половины нашего столетия, не смотря на полное убеждение в его подложности. В Англии Вальтер-Скотт, поэты Озерной школы даже Байрон отразили на себе это влияние, но нигде не было оно так прочно, как в Германии, где Клопшток, Гердер, геттингенские барды, поэты Sturm und Drang'a явились его верными адептами, и даже Гете заставил своего Вертера сказать: "О. вытеснил из моего сердца Гомера"! Влияние О. легко проследить и у нас, до Пушкина включительно. Подобно тому, как в средние века кельтские сюжеты получили широкое распространение в lais и романах круглого стола, теперь, благодаря Макферсоновскому О., они вновь обошли всю Европу, при чем в обоих случаях имели значение не только сюжеты, но и идеи и стиль: в романах круглого стола - идеал благородного рыцаря, культ женщины, в поэмах Макферсона - элегический колорит, любовь к необычайному и чудесному, одним словом все то, что понимается под выражением "Оссианизма". На рус. яз. имеется два перевода О.: Кострова, "О., сын Фингалов, бард III в.: гальские стихотворения" М., 1792; и Балобановой, "Поэмы О. Джемса Макферсона" (исследование, перевод и примечания, СПб., 1891). Ср. Talvy, "Die Unechtheitd. Lieder Ossians"(Ann., 1840); Windisch, "Die altirische Sage und die Ossianfrage" ("Verhandl der Philologenversain zu Gura", 1878); Blackie, "The language and literature of the Scottish Highlands" (Эдинбург, 1876); O'Curry, "Manners and Customs ot the ancient Irish" (Лонд., 1876). E. Балобанова.

    Современный толковый словарь

    ОСОТ , род многолетних трав и полукустарников семейства сложноцветных. Ок. 70 видов, в Евразии, Африке. Некоторые осоты - трудноискоренимые корнеотпрысковые сорняки; используются на корм скоту. Осотами называют также некоторые виды рода бодяк.

    4 букв в слове "осот": о о с т.

    Слова, образованные из 4 букв слова осот:

    оос ос ост от ото отс со сот ст сто то тс
    Слова из слова осот, по длине

    Слова, связанные со словом осот:
    Слова, начинающиеся на осот
    Слова, содержащие осот
    Слова, оканчивающиеся на осот
    Слова из слова осот, если изменить одну букву



    слова с приставкой предо слова заканчивающиеся на унк слова заканчивающиеся на няк слова оканчивающиеся на ева слова оканчивающиеся на ками