help
    PoiskSlov.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПоискСлов.com!

    кондорсе

    Значение слова кондорсе

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Кондорсе (Жан-Антуан-Николь Коришот, маркиз de Condorcet) - знаменитый писатель и полит, деятель, род. в 1743 г. По настояниям дяди-прелата, на 9-м году поступил в иезуитскую школу в Реймсе. Заметив в нем наклонность к духовному поприщу, родные поспешили отдать его в наваррскую коллегию, чтобы посвятить его военной карьере. Но К. предпочел занятия наукой. Мемуар: "Essai sur le calcul Integral" доставил ему в 1769 г. кресло в академии наук. В 1777 г. он получил премию берлинской академии за свою "Theorie des cometes". В том же году К. избран секретарем академии за свои "Eloges des academiciens mjrts avant 1699" (1775) - ряд биографий: Гюйгенса, Роберваля, Никара, Мариотта, Ремера и др. Тогда же он пишет похвальное слово незадолго перед тем умершим Фонтенелю и Бюффону. Беспристрастие, мастерская обрисовка главных черт характера, рассмотрение деятельности замечательных людей в связи с историей человеческого ума - вот главные достоинства этих замечательных биографий. Лучшими биографиями, написанными К., являются биографии Тюрго и Вольтера. В начале своей деятельности К. занимался преимущественно математическими науками, но живая восприимчивость мешала ему совершенно уйти в эти отвлеченные занятия, и уже в это время он легко и охотно переходит к вопросам справедливости и нравственности, занимавшим его ум еще в детстве. К. отличался необыкновенной добротой, соединенной с удивительной сдержанностью в выражении своих чувств, что давало право говорить о нем его другу д'Аламберу: "это - вулкан, покрытый снегом". Другой отличительной чертой его характера было полное отсутствие тщеславия и честолюбия. Всегда снисходительный к другим, мягкий, деликатный, он, однако, умел говорить правду, был беспристрастен в своих приговорах даже по отношению к друзьям. Таким был он, напр., в своих сношениях с Вольтером, знакомство с которым у него началось с 1770 г. и перешло затем в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Вольтера. Эта дружба отвлекла К. от его прежних работ и возбудила в нем желание заниматься литературой. В 1774 году он написал и издал анонимно "Письмо теолога" к автору "Словаря трех веков", которое современниками было приписано Вольтеру - доказательство достоинств этого произведения. Из всех привязанностей К. самой сильной была привязанность к Тюрго. Под его влиянием К. занялся политикоэкономическими науками, к которым его влекла и его сострадательная натура. Когда Тюрго был назначен министром финансов (1774 г.), К. занял место председателя комитета по уравнению мер и весов, где он оставался и по отставке Тюрго, до 1791 г. Работая вместе с Тюрго над разрешением некоторых политико-экономических вопросов, он принимал деятельное участие и в его борьбе с современниками, стараясь путем печати выяснить свои и его взгляды на важнейшие вопросы. В сочинениях этого периода ("Письмо земледельца из Пикардии к протекционисту", "Рассуждение о хлебной торговле", "Биография Тюрго", "Рассуждения о барщине" и др.) он развивал мысли о праве каждого человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом, о свободе торговли хлебом, о правильном вознаграждении рабочих, о реформе уголовного суда, свободе печати, об уничтожении крепостного права и пр., и везде являлся сторонником взглядов школы физиократов. Занимая пост председателя комитета по уравнению мер и весов, К. хорошо познакомился с внутренним механизмом Франции, видел много несовершенств в этом механизме, убедился в косности парижского парламента и горячо восстал против него (в "Письмах американского гражданина"),так как последний систематически препятствовал проведению тех реформ, которые предлагали Тюрго и сам К. Несмотря на эту продолжавшуюся и после отставки Тюрго борьбу с противниками, К. снова погрузился в научные занятия и в 1780 г. издал свои знаменитые примечания к 29-й книге "Духа законов" Монтескье, где говорит о свойствах ума, необходимого законодателю, дает критерий для сравнения законов, высказывает соображения, которые должно иметь в виду при составлении законов, и т. д. В 1787 г. К. женился на г-же де Груши, женщине с выдающимися нравственными и умственными качествами. Около этого же времени К., убедившись, что монархия не может и не хочет помочь народу в его бедствиях, перешел на сторону республики. После бегства Людовика XVI в Варенн, К. основал первую республиканскую газету во Франции: "Республиканец или защитник представительного правительства". В 1790г. К. заседал в муниципалитете, а в 1791 г. его выбрали коммиссаром национального казначейства. В конце того же года он отказался от этой должности и, избранный в депутаты в законодательное собрание, сделался его секретарем, а вскоре и президентом. Здесь он очень много занимался организацией общественного образования. В сочинении: "Sur l'instruction publique" и других трактатах, К. делит общественное образование на 5 ступеней, причем низшая ступень - первоначальная школа, дающая minimum образования, необходимого человеку для того, чтобы не находиться во власти другого. Но в то время, как средства к образованию должно дать государство и оно же должно его регулировать, воспитание, по мнению К., должно быть всецело предоставлено семье. В этих же трактатах К., говоря об образовании женщин, проводит идею энциклопедистов о полной равноправности их с мужчинами и настаивает на совместном обучении обоих полов. Целью образования и воспитания, по словам К., является, с одной стороны, полное равенство и равноправность как мужчин, так и женщин, а с другой - развитие в нас естественного интереса к общественному благу. Наиболее горячая политическая деятельность К., как сторонника республиканских идей, относится к тому времени, когда он состоял членом конвента. Здесь он не принадлежал ни к какой отдельной партии, занимая совершенно самостоятельное место. При обсуждении внешних дел К. всегда подавал голос за войну, надеясь этим путем водворить в Европе господство республиканских идей. Во время суда над Людовиком XVI он горячо защищал неприкосновенность короля, да и вообще высказывался против смертной казни, допуская наказания только с исправительной целью. При составлении проекта новой конституции, выработка программы которой была поручена коммиссии из 9 членов, в том числе К., последний играл очень значительную роль. Его перу принадлежит обширное введение в конституцию, объяснявшее основания проекта. Конвент отверг этот план конституции, дав народу другую, наскоро составленную Геро де Сешелелем. Тогда Кондорсе напечатал послание к народу, где выставил многочисленные недостатки обнародованной конституции и указывал на их вредные последствия, советуя не принимать ее. За обнародование этого послания, К., обвиненный в заговоре "против единства и нераздельности" французской республики, был объявлен конвентом вне закона. Друзья скрыли его у вдовы скульптора Верне. Когда жирондисты были осуждены конвентом, К. хотел покинуть дом Верне, не желая подвергать ее опасности, но последняя на этот раз удержала его, и только 26 марта 1794 г., по окончании последней своей научной работы, К. ушел от нее, отправился в окрестности Парижа, был схвачен и посажен в тюрьму Bourg-la-Reine. Там 29 марта его нашли мертвым - он отравился, как предполагают, ядом, который всегда носил в перстне. Во время своего пребывания у Верне, К. написал свою политическую исповедь: "Советы осужденного дочери", где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни и где вполне вылилась его благородная, бесконечно добрая натура. В это же время написал он и свое знаменитое сочинение: "Esquisse d'un tableau hislorique des progres de l'esprit humain", за которое он признается родоначальником теории "прогресса", одним из творцов философии иcтopии. Многие мысли, проводимые здесь, К. высказывал и раньше, но тут он привел их в систему. Две идеи проходят красной нитью через все сочинение: о необходимости уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном совершенствовании рода человеческого. "Картина успехов человеческого ума" состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней, К. предподагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и подтверждения мыслей, высказанных в введении. В первой книге К. делит всю историю человечества на десять эпох, причем к последней относит время с основания французской республики. Вторая часть была написана К. только благодаря его изумительной памяти, но дальнейшее продолжение труда было невозможно за отсутствием книг. Собр. его соч. изд. в 1804 и 1847 г. Ср. Араго, "Биография К."; Робине, "Vie de С."; М. Ковалевский, ст. о К. в "Вестнике Европы" (1894, јј3 и 4); Литвинова, "К., его жизнь и научно-политическая деятельность". См. также биографию К., приложенную к изданию его сочинений 1847 г., и краткий очерк его жизни, предпосланный русскому переводу "Жизни Вольтера" (перевод В. Чуйко). М. В - ий Кондотьеры (итал. Condottieri, от condotta - наемная плата) - в XIV и XV вв, так назывались в Италии предводители наемных дружин. Возникновению кондотьерства в Италии особенно благоприятствовало то, что власть в итальянских республиках захватывалась тиранами (Скала, Висконти), которые, нуждаясь в преданном войске, привлекали на свою службу иностранных, преимущественно немецких, наемников. К бандам иноземных наемников, имевшим первоначально республиканское устройство (Compagnie), примыкали беспокойные итальянские элементы. Когда в Италии появились со своими дружинами иноземные рыцари, как герцог Вернер фон-Урслинген (свирепствовавший в Италии в 1334 - 1352 гг. и написавший на своем панцире серебряными буквами: "враг Бога и милосердия"), граф Луц фон-Ландау, рыцарь иоаннитского ордена Монреаль (Montreal) и особенно Джон Гаквуд (Hawkwood, 1364 г., прославившийся также в Венгрии), а вместе с тем и местные феодалы, Лодовико Висконти, Убальдини и Альбериго да-Барбиано, стали усиливать наемниками свои вассальные войска, тогда дружины наемников получили монархическое устройство. Этому способствовало и то обстоятельство, что из рядов наемников выдвигались своей доблестью и воинским искусством отдельные личности, которые и становились предводителями: таковы были: Аттендоло, соперник последнего Браччио да-Монтоне (в школе его образовались почти все тогдашние военные знаменитости Италии), Коллеони, Карманьола, Пиччинино, Франческо Сфорца и др. Таким образом, возникли дружины авантюристов, искавших легкой наживы, связанных между собой в силу личного подчинения одному и тому же К., который действовал сам от себя и сам для себя, поступая на службу ко всякому, кто его нанимал, без разбора партии и дела. Главная сила кондотьерских дружин состояла в коннице, которой иногда считалось 20 тыс. на 2 тыс. пехоты. Вооружением своим, разделением и строем они походили на французские ордонансовые роты. Большого развития достигло у К. искусство маневрирования, а также организация административной и медицинской частей. Руководствуясь лишь мотивами самого низкого корыстолюбия, К. представляли собою весьма ненадежные войска, всегда готовые перейти на сторону неприятеля; при случае К. готов было наложить руку и на доверившийся ему город, сделаться в нем князем. Войну К. часто вели только для вида и в тайном соглашении со своими собратьями, служившими в неприятельской армии; они не сражались ни ночью, ни зимой, не укрепляли своих станов и в битвах не убивали противников, а старались только брать их в плен, для получения выкупа. Лишь немногим из К. удалось основать самостоятельные владения или собрать большие богатства, как Сфорце и Коллеони . К концу XV века кондотьерство стало приходить в упадок, а после вторжения в Италию Карла VIII совершенно исчезло. Ср. Ricottia, "Storia dеllе compagnie di ventura" (Турин, 1845); F. Steger, "Franz Sforza etc. " (Лпц. 1853; нов. изд. 1865).

    Современный толковый словарь

    КОНДОРСЕ (Condorcet) Жан Антуан Никола (1743-94) , маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель, иностранный почетный член Петербургской АН (1776-92). С 1785 секретарь Французской академии; сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Д'Аламбера. В 1791 избран в Законодательное собрание, в Конвенте примыкал к жирондистам. В философии - сторонник деизма и сенсуализма; развил концепцию исторического прогресса, в основе которого развитие разума ("Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума", 1794).

    8 букв в слове "кондорсе": д е к н о о р с.

    Слова, связанные со словом кондорсе:

    Слова, образованные из 8 букв слова кондорсе
    Слова, начинающиеся на кондорсе
    Слова, содержащие кондорсе
    Слова, оканчивающиеся на кондорсе
    Слова из слова кондорсе, если изменить одну букву
    Слова на ко
    Слова заканчивающиеся на се
    Слова начинающиеся на кон
    Слова с рсе в конце
    Слова из 8 букв, слова на букву к



    слова которые начинаются на не слова которые начинаются на па слова заканчивающиеся на онький слова оканчивающиеся на тва слова которые заканчиваются на ивый