help
    PoiskSlov.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПоискСлов.com!

    петр

    Значение слова петр

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Петр, св. Апостол - один из виднейших учеников И. Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак по профессии, он всей душой отдался мессианской идее, нашедшей себе воплощение в Назаретском Учителе, и первый провозгласил Его "Христом, Сыном Бога живого", за что удостоен был названием камня, на котором основана церковь (Mф. XVI, 17 - 19). Принадлежа к теснейшему кругу приближенных учеников Христа, к тем трем, которых Он посвящал в величайшие тайны Своей жизни (например при Преображении), апостол П., однако, в самый решительный момент жизни своего Учителя отрекся от Него, хотя за несколько дней перед тем клялся, что готов и жизнь положить за Него. Зато после этого он "горько плакал" и заслужил прощение от бесконечного милосердия воскресшего Христа. После Воскресения ап. П. становится одним из главных вождей христианского общества, и самоотверженно трудится с целью его распространения на пространстве от Вавилона до Рима, где его постигает мученическая смерть (чрез распят., вниз головой, при Нероне, в одно время с ап. Павлом). Память его чтится 29 июня. Пребывание ап. П. в Риме послужило исходным пунктом для развития идеи папства, которое, с течением времени, создаю целую легенду, будто ап. П. в течение 25 лет был первым епископом Рима и передал главенство над всею христианскою церковью своим преемникам - папам римским. Не впадая в крайность протестантских ученых, утверждавших что П. совсем не был в Риме, следует признать, что епископствовать там в течение 25 лет он никак не мог. Этому противоречат несомненные хронологические данные: известно, что в 50 г. П. присутствовал на апост. соборе в Иерусалиме, а не позже 68 г. уже потерпел распятие в Риме. Свое учение ап. П. выразил в двух окружных или соборных посланиях, помещаемых в Нов. Завете обыкновенно после книги Деяний Апостольских. Оба эти послания носят на себе яркий отпечаток самобытной личности апостола, выдвигавшего особенно внешнюю, обрядовую сторону христианства, в противоположность ап. Павлу, как представителю внутренней, идейной стороны его. Эти особенности послужили для западной протестантской критики поводом к признанию двух противоположных направлений в развитии первобытного христианства, так называемых петринизма и павлинизма; но это разделение основывается на недоразумении, и в новейшее время его начинают оставлять даже сторонники тюбингенской школы. Лучшие комментарии Bruckner'a (1865), Huther'a (1877), Fronmuller'a (у Ланге); по вопросу о епископстве ап. Петра в Риме - Lipsius, "Chronologie der romischen Bischofe" (1869) и "Quellen d. Petrussage" (1872); Литература у J. Schmidt, "Petrus in Rom" ( 1879). А. Л. В христианской иконографии лику aп. П., как в вост. так и в зап. церкви присвоен тип седого старца, с курчавыми волосами и бородою, более или менее лысого. На католических иконах ап. П. чаще всего изображается с двумя ключами, которые, согласно преданию римско-католической церкви, вручены ему Иисусом Христом; передачу этих ключей, служащих символом власти церкви вязать и разрешать грехи, изобразил Перуджино на фреске в Сикстинской капелле и Рафаэль на одном из своих картонов (в Кенсингтонском музее в Лондоне); по этим образцам вытканы ковры для Сикстинской капеллы. Иногда апостола П. изображают с рыбой в руке - намек на его рыбацкий промысел. Бронзовая статуя апостола в соборе св. П. в Риме, которая прежде считалась наиболее старинной, по новейшим исследованиям признается произведением XIII в. Колоссальная бронзовая статуя апостола помещается (с 1587 г.) на колонне Траяна, другая - в Ватикане, в Giardino della Pigna (с 1885 г.). Шествие апостола П. по морю составляет содержание мозаики Джотто, известной под названием Navicella, в притворе собора св. П. в Риме. Заключение и освобождение апостола П. из темницы, изобразил Рафаэль на ватиканских стансах, распятие его - да-Караваджо [Америги] (картина в Имп. Эрмитаже). Гв. Рени (картина в ватиканской галерее), Рубенс - на алтарном образе кельнского собора св. апостолов. Превосходно лик ап. П. изображен Альбрехтом Дюрером в так наз. "Четырех апостолах", написанных на двух досках (в мюнхенской пинакотеке), и Пальмой Старшим (в венецианской акд. худож.), Апокалипсис (Откровение св. П.), приписываемый апостолу Петру, во II ст. и позже ставился на ряду с новозаветными книгами. До недавнего времени он был известен лишь из свидетельств отцов церкви и из некоторых отрывков. В 1886 г. была найдена франц. археологической миссией, при раскопке коптской монашеской могилы в Ахмиме (Bepхний Египет), пергаментная рукопись, маленького квадратного формата, заключающая в себе отрывки из "Апокалипсиса" и "Евангелия П.". В 1892 г. они появились в "Мемуарах" археологической миссии; в 1893 г. издано полное факсимиле рукописи (гелиогравюра). Судя по характеру письма, эти отрывки можно отнести к VIII и IX ст. Отрывок из апокалипсиса П. занимает страницы 13 - 19 найденной рукописи; начинается он заключением речи Господа о предстоящем конце мира и повествует о том, как Иисус с двенадцатью апостолами отправился на гору, где, по их просьбе, вызвал перед ними из загробного мира души праведных и показал им место вечного блаженства и мук. Пылкая фантастика описания небесного величия и адских мук свидетельствует об испорченности вкуса; особенно ярко отразилось здесь, как и в других иудео-христианских апокрифах, влияние культа греческих мистерий. Данное здесь описание ада составляет, по-видимому, первое звено предания, доходящего до Дантовского "Ада". Автор говорит о себе как об одном из "двенадцати"; имя П. в отрывке не встречается. Тем не менее весьма вероятно, что рукопись заимствована из древнего сочинения, носившего название "Откровения П". Она, по-видимому, относится к началу сочинения и составляет, приблизительно, половину его общего объема. С откровением Иоанна она не имеет сходства, зато поразительно напоминает II-е послание П. Ср. A. Dieterich, "Nekyia. Beitrage zur Erklarung der neuentdeckten Petrusapokalypse" (Лпц., 1893). Евангелие П., апокрифическое, во II стол. находилось в церковном употреблении, но вскоре было оставлено. Епископ Серапион антиохийский (около 200 г.) сначала считал его не опасным, но, при более тщательном рассмотрении, нашел в нем "докетические" лжеучения и запретил его в своей епархии. Ориген читал его; Евсевий его не признавал. Утраченное, за исключением немногих отрывков, Евангелие П. сделалось в настоящее время, благодаря открытию пергаментной рукописи, предметом тщательного исследования. В рукописи отрывок занимает страницы 2 - 10; он начинается сценою суда Пилата и кончается рассказом о появлении воскресшего Иисуса у оз. Генисаретского. Гностическо-еретическое происхождение евангелия П. явствует из некоторых подробностей истории распятия, которые как бы намекают, что Иисус Христос не испытывал страданий и не приял смерти. Существует мнение, что евангелием П. пользовался уже Иустин мученик. Ср. Harnack, "Bruchstucke des Evangeliums u. der Apokalypse des Petrus" ("Sitzungsberichte der Berliner Akademie", 1892 и отд., Лпц., 1893); von Gebhardt, "Das Evangelium und die Apokalypsn des Petras" (Лпц., 1893); Ludemann, в "Theologischen Jahresbericht" (Брауншв., 1894).;
    Петр - св., митрополит всея России, родился на Волыни во второй половине XIII в. Двенадцати лет он поступил в монастырь, где научился писать иконы и отличался своим подвижничеством; впоследствии основал обитель на р. Рате. В 1299 г. тогдашний митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим вел. князь, галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал П. и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил П. не в митрополиты Галицкие, а всея России. Сделавшись митрополитом, П. только проездом остановился в Киеве и отправился на север, где в это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом тверским и Юрием московским. П. принял сторону последнего, вследствие чего взведено была на П. обвинение пред патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над П. был созван в 1311 г. собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой. В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший магометанство, П. отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди, по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита. Когда после смерти Михаила тверского и Юрия московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) московским, П. принял сторону последнего, поселился в Москве и уговорил Калиту построить кафедральный собор во имя Успения Богородицы. Своим переселением в Москву он много способствовал возвышению моск. княжества. П. умер в 1326 г. Церковь причислила его к лику святых; память его чествуется 21 декабря. Н. В - ко.

    Современный толковый словарь

    ПЕТР , в Новом Завете один из двенадцати апостолов. Первоначальное имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем и нареченный Кифой ("камень"), Петр получает предназначение стать "основанием" церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Преданный Христу, Петр после тайной вечери трижды от него отрекается. После смерти Христа Петр занимается проповеднической деятельностью. В Риме он схвачен и казнен вместе с Павлом (ок. 65). Церковное предание называет Петра первым римским епископом.;
    ПЕТР , древнерусский зодчий 12 в. Строитель Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (начат в 1119).;
    ПЕТР (?-1326) , русский митрополит с 1308. Перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Канонизирован Русской православной церковью.;
    ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725) , российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-21, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-23 и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при д. Лесная (1708) и под Полтавой (1709). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-06, Булавинское 1707-09 и др.), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией странами Зап. Европы авторитета великой державы.;
    ПЕТР I ПЕТРОВИЧ НЕГОШ (1747-1830) , правитель Черногории с 1781. Добился (1796) фактической самостоятельности страны, издал в 1798 "Законник" (дополнен в 1803). Сторонник дружбы с Россией.;
    ПЕТР II (1715-30) , российский император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили государством при нем А. Д. Меншиков, затем Долгоруковы. Объявил об отмене ряда преобразований, проведенных Петром I.;
    ПЕТР II [12 (23) октября 1715 , Петербург - 19 (30) января 1730, Москва], российский император (с мая 1727), сын царевича Алексея Петровича и его жены Натальи Алексеевны (урожденной Шарлотты Софии, принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской). Мать Петра умерла через десять дней после его рождения, а в 1718 он потерял и отца. После смерти в 1719 сына Петра I от второго брака царевича Петра Петровича различные политические силы как в России, так и за ее пределами стали рассматривать мальчика в качестве возможного претендента на Российский престол. В 1727 А. Д. Меншикову удалось убедить Екатерину I подписать завещание в пользу Петра, где также оговаривалось, что царевич должен жениться на дочери Меншикова Марии. После смерти Екатерины и провозглашения Петра императором Меншиков поселил юного самодержца в своем доме и полностью контролировал все его действия. Однако вскоре светлейший князь заболел, чем не преминули воспользоваться его противники. Под влиянием А. И. Остермана и князей Долгоруких Петр, давно тяготившийся опекой Меншикова, лишил его всех чинов, сослал в Сибирь и объявил о расторжении помолвки с его дочерью. Петр был живым, сообразительным и, по-видимому, не лишенным способностей, но одновременно упрямым и своенравным мальчиком, нравом напоминавшим своего великого деда. Несмотря на некоторое сходство, царь, в отличие от Петра I, не желал учиться. По причине своего юного возраста он не мог должным образом заниматься государственными делами, почти не появлялся в Верховном тайном совете. Это привело вскоре к расстройству всей системы управления, поскольку чиновники, опасаясь немотивированных поступков Петра, не решались брать на себя ответственность за важные решения. Заброшенным оказался Российский флот, к которому государь не проявлял никакого интереса. Основными фаворитами императора стали князья отец и сын А. Г. и И. А. Долгоруковы, люди бесцветные и беспринципные, стоявшие на страже лишь собственных интересов. Их влияние на царя было чрезвычайно велико. При посредстве Ивана Долгорукова, отличавшегося, по отзывам современников, бесшабашностью и распутным образом жизни, Петр много времени проводил время в разного рода пирушках, за картами, в обществе девиц легкого поведения, рано пристрастился к алкоголю. Постоянной спутницей царя на охоте была и его тетка Елизавета Петровна, в которую, по некоторым данным, был влюблен. Тем не менее Долгоруким в ноябре 1729 удалось заставить царя обручиться с княжной Екатериной Долгорукой. Впрочем, есть основания полагать, что к этому времени Петр стал уже тяготиться обществом Долгоруких и проявлять некоторый интерес к делам государства; неоднократно он обещал искренне привязанному к нему Остерману возобновить учебу. Но в январе 1730 четырнадцатилетний царь заразился оспой и, проболев около двух недель, умер.;
    ПЕТР II ПЕТРОВИЧ НЕГОШ , см. Негош.;
    ПЕТР III Федорович (1728-62) , российский император (с 1761), немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. С 1742 в России. В 1761 заключил мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне. Ввел в армии немецкие порядки. Свергнут в результате переворота, организованного его женой Екатериной, убит.;
    ПЕТР III [10 (21) февраля 1728 , Киль, Голштиния - 5 (17) июля 1762, Ропша, близ Петербурга], российский император. Сын старшей дочери Петра I цесаревны Анны Петровны и герцога Голштинского Карла-Фридриха. Детство, воспитание Мать мальчика, названного при рождении Карл-Петер-Ульрих, умерла вскоре после его появления на свет, а в 11 лет он потерял и отца. Его воспитатели О. Ф. Брюммер и Ф. В. Берхгольц не отличались высокими нравственным качествами, не раз жестоко наказывали ребенка и мало заботились о его образовании: к 13 годам он лишь немного владел французским языком. Петр рос нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись и одновременно обожал все военное. Именно с воинскими утехами были связаны все его честолюбивые мечты. По характеру он был скорее добродушным, чем злым. По некоторым сведениям, уже в детстве он пристрастился к вину. В 1742 Петр был привезен в Россию и своей теткой императрицей Елизаветой Петровной провозглашен наследником престола. Его крестили по православному обычаю под именем Петра Федоровича, а в 1745 женили на принцессе Анхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. Его воспитателем и учителем стал академик Я. Штелин, который считал своего ученика достаточно способным, но ленивым, одновременно отмечая в нем такие черты, как малодушие, жестокость по отношению к животным, склонность к хвастовству. До вступления на престол Отношения Петра с женой не сложились с самого начала: она была интеллектуально более развита, а он, наоборот, инфантилен. Его ум по-прежнему занимали детские игры, воинские экзерциции, и он совсем не интересовался женщинами. Считается, что до начала 1750-х гг. между мужем и женой не было супружеских отношений, но затем Петру была сделана некая операция, после которой в 1754 Екатерина родила ему сына Павла (будущий император Павел I). Однако Петр все больше отдалялся от жены; его фавориткой стала Е. Р. Воронцова (см. Е. Р. Дашкова). В это же время ему было разрешено выписать полк голштинских солдат, и все свободное время он проводил, занимаясь с ними военными упражнениями и маневрами. Другим его увлечением была игра на скрипке. За годы, проведенные в России, Петр никогда не делал попыток лучше узнать эту страну, ее народ и историю, он презирал многие русские обычаи, вел себя неподобающим образом во время церковной службы, не соблюдал посты и другие обряды. Елизавета Петровна не допускала его к участию в решении политических вопросов и единственная должность, на которой он хоть как-то мог себя проявить, была должность директора Шляхетского корпуса. Между тем Петр открыто критиковал деятельность правительства, а во время Семилетней войны публично высказывал симпатии к прусскому королю Фридриху II. Обо всем этом было широко известно не только при дворе, но и в более широких слоях русского общества, где Петр не пользовался ни авторитетом, ни популярностью. Внутренняя политика В декабре 1761 Петр III вступил на престол. Упиваясь своей самодержавной властью, император развил бешеную деятельность, основной целью которой было доказать, что он способен управлять страной лучше покойной тетки. Однако какой-либо определенной политической программы у него не было. За шесть месяцев царствования он успел издать значительное число законодательных актов, среди которых необходимо отметить Манифест о вольности дворянства и указ о секуляризации церковной земельной собственности. Несомненно либеральным шагом со стороны Петра была ликвидация Тайной розыскных дел канцелярии. Политику императора отличала веротерпимость, он прекратил преследование старообрядцев и собирался осуществить реформу Русской православной церкви. В армии же он начал последовательно вводить прусские порядки, что не прибавляло ему популярности. Внешняя политика Внешнеполитическая деятельность Петра III носила более определенный характер. Он заключил мир, а затем и военный союз с Пруссией, сведя тем самым "на нет" все усилия России в Семилетней войне. Его главной целью стала война с Данией за герцогство Шлезвиг, принадлежавшее ранее его предкам по отцу. Война была объявлена в августе 1762, и император собирался сам выступить из Петербурга во главе гвардейских полков. Но осуществлению этих планов помешали события в столице России. Свержение с престола, смерть Беспорядочные, плохо продуманные действия Петра на внутриполитической арене лишили его сколько-нибудь широкой поддержки какого-либо социального слоя русского общества, а его внешняя политика оценивалась многими как предательство национальных интересов. Политика Петра, создающая политическую нестабильность, в придворных кругах порождала неуверенность в завтрашнем дне. Все это привело к перевороту 28 июня 1762, в результате которого императрицей была провозглашена Екатерина II. Петр в сопровождении караула гвардейцев во главе с А. Г. Орловым был отправлен в Ропшу в 30 верстах от Петербурга, где он и погиб при невыясненных обстоятельствах. По официальной версии, причиной смерти был приступ геморроя, усилившийся от продолжительного употребления алкоголя. По другой версии, Петр был то ли намеренно, то ли случайно (во время завязавшейся драки) убит охранявшими его гвардейцами, причем возможно дня на два ранее объявленной затем даты. Существует также предположение, что он умер от инсульта, вызванного шоком. Первоначально он был похоронен в Александро-Невской лавре, но в 1796 по приказу Павла I его тело было перенесено в Петропавловский собор.

    4 букв в слове "петр": е п р т.

    Анаграммы для слова петр:

    Слова, образованные из 4 букв слова петр:

    ер етр пе пет пре ре те тер тре
    Слова из слова петр, по длине

    Слова, связанные со словом петр:
    Слова, начинающиеся на петр
    Слова, содержащие петр
    Слова, оканчивающиеся на петр
    Слова из слова петр, если изменить одну букву



    решение кроссвордов онлайн русское слово поиск словарь слова начинающиеся на над слова заканчивающиеся на унк