help
    PoiskSlov.com
    Словари русского языка и решение кроссвордов онлайн на ПоискСлов.com!

    блок

    Значение слова блок

    Словарь иностранных слов

    I. блок [фр. bloc] - соглашение, объединение государств, партий, общественных организаций или групп для совместных действий; II. блок [англ, block] - 1) часть подъемного механизма в виде колеса с желобом по окружности обода для троса, каната или цепи, а также простейший подъемный механизм, содержащий такую часть; 2) в строительстве - конструктивный элемент здания, напр, объемный б. - монтажный элемент, часть объема строящегося здания в виде отдельной комнаты, сантехнической кабины, целой квартиры и т. п.; 3) с т а п е л ь-н ы и б., д о к о в ы и б. - то же, что кильблок; 4) шлюпочный б. - деревянная подставка, на которой устанавливаются шлюпки на палубе судна, мелкие суда на берегу и т. д.; 5) горн, при открытой разработке - часть уступа, разрабатываемая самостоятельными горнотранспортными средствами; при подземной разработке - часть месторождения (в пределах этажа) в виде прямоугольных участков, образующих самостоятельные выемочные участки; 6) полигр. подобранные по порядку и скрепленные (сшитые или склеенные) листы книги, подготовленные к вставке в переплет или обложку (книжный б.); 7) узел машины, состоящий из нескольких одинаковых частей, напр. б. цилиндров в двигателе внутреннего сгорания. шпиндельный б. в многошпиндельных станках; III. блок... [англ, blockj - первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову блокировочный или обозначающая: относящийся к блокировке, напр.: блокпост, блок-аппарат.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

    блок 1. м. 1) а) Приспособление в виде колеса с желобом по окружности, через который перекинута веревка, канат, цепь и т.п., предназначенное для подъема тяжестей. б) Такое приспособление, предназначенное для подъема и опускания занавесей, абажуров и т.п. 2) Приспособление, обычно снабженное пружиной и служащее для плотного закрывания входной двери. 2. м. 1) Объединение государств, партий, организаций и т.п. для совместных действий. 2) Механизм, конструкция, комплект чего-л. и т.п., состоящие из нескольких однородных частей. 3) а) Конструктивный элемент здания, используемый в современном индустриальном строительстве как готовая часть сооружения. б) Помещение или строение, а также ряд помещений или строений какого-л. назначения, являющиеся частью бытового, производственного и т.п. комплекса. 4) Плита из естественного или искусственного камня определенных размеров и формы (в строительстве). 5) Часть какого-л. технического устройства, прибора и т.п., состоящая из множества элементов и предназначенная для выполнения определенной технической задачи. 3. м. Защитный прием в спортивных играх с мячом, заключающийся в преграждении пути мячу противника или игроку команды противника. 4. м. То же, что: блокпост.

    Орфографический словарь

    блок блок, -а

    Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

    БЛОК, -а, м. Приспособление для подъема тяжестей, состоящее из колеса сзакрепленной осью, с желобом по окружности и перекинутого через него канатаили другой гибкой тяги. II прил. блочный, -ая, -ое.;
    БЛОК, -а, м. 1. Соглашение, объединение государств, партий,организаций, группировок для тех или иных совместных действий. Политическийб. 2. Деталь, обычно сложная, используемая как готовая часть сооружения,механизма, изделия. Дверной б. Стеновой шлакобетонный б. 3. Частьсооружения, механизма, изделия, представляющая собой группу отдельныхфункционально объединенных элементов, частей. Б. цилиндров. Б.электропитания. 4. В ручных играх с мячом: блокирование спортсмена в моментзавершающего удара. Ставить б. 5. перен. Совокупность, группа, целостность.Б. проблем, вопросов, предложений. Б. примеров. II прил. блоковый, -ая, -ое(к 1 знач.) и блочный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Блоковая политика. Блочноестроительство.;
    БЛОК... и БЛОК-... Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся кблокировке, напр. блок-аппарат, блокпост; 2) относящийся к блоку2 (во 2 и 3знач.), напр. блок-батарея, блок-бокс, блок-рама.

    Толковый словарь В.И.Даля

    БЛОК м. морск. калитка, векша, векошка; колодка с проемом и каточком; две деревянные щеки, между коими вставлен на оси (нагель) кружок, каточек, аюшка (шкив) с пазом (кип) по ребру, для тяги через него снасти, веревки. | В нашем быту также зовут блоком каточек, вставленный на оси в косяк или стойку. Блоки бывают одношкивные, двушкивные и пр. Остропленый блок, оплетенный, обогнутый стропом, мочкою, для укрепы. Гакаблок, переносный, с крюком, для закладки за рым (кольцо) или обух (проушину). Блок со свитнем, с хвостом, для закладки обвоем. Канифасили канибаксблок, окованный и с прорезанною щекою, для вкладки снасти срединою, без продёвки конца. Катблок, для подъема якоря на кран-бал, для взятия якоря на кат. Вообще, блоки принимают названия своих снастей: марса-фал-блок, грот-марса-брас-блок и пр. Из двух блоков (обычно одношкивного и двушкивного) снуются тали, беги, тяга. | Принимая произвольно чужее слова, у нас иногда говорят блок в значении большого каменного отломка; это каменище, кабан, отесок (если отесан), толща, брусище; а деревянный: кряж, стул, чурбан, обрубок, отрубок, притесок. | В сахарном производстве стул, стол на чурбане, на стояле, где сахар выбивается из льяка, формы. Блокарь, блочник, блоковщик м. или блоковый мастер, векошник, калитчик. Блочный шкив, аюшка, каток. Блоковая, блокарня ж. мастерская, где работают блоки, калиточная, векошная.

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

    БЛОК блока, м. (англ. block) (мех.). Простая машина для подъема тяжестей с помощью веревки (цепи, ремня), перекинутой через укрепленное на высоте колесико с желобком по окружности. Поднимать что-н. блоком.;
    БЛОК обозначающая: блокировочный, или указывающая на то или иное отношение к блокировке, напр. блок-аппарат, блок-пост, блок-перегон (перегон, на к-ром действует данный блок-аппарат).;
    БЛОК а, м. (фр. bloc). 1. Соглашение политических партий и группировок для борьбы с общим противником (полит.). Предвыборный блок. 2. Объединение, группа чего-н. (спец.). Преобладающим типом застроек является блок из двухквартирных домов. 3. Скрепленные вместе листы бумаги, напр. стопка отрывного календаря, все листы книги в отличие от обложки или переплета и т. п.

    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

    Блок - простая машина, состоящая из деревянного или металлического круга, обращающегося на своей оси. На наружном ободе круга сделан желоб, по которому могут двигаться - веревка, цепь или ремень. Ось блока помещается в обоймицах, прикрепленных на балке или стене, иногда такой блок называется неподвижным; если же к этим обоймицам прикрепляется груз - и блок вместе с ними может двигаться, то такой блок называется подвижным. Неподвижный Б. употребляется для подъема небольших грузов или для изменения направления силы. Если буквою Р обозначим усилие нужное для подъема груза Q помощью блока и f коэффициент сопротивления на блоке, то для равновесия нужно, что бы P=f. Q, если пренебречь трением и жесткостью, то P=Q., т. е. для подъема нужна сила равная сопротивлению или весу груза. В действительности же, сила эта должна быть более сопротивления на величину равную около 20% поднимаемого груза, из коих 15% приходится на жесткость каната. Подвижный Б. служит для подъема больших грузов, чем предыдущий. Если концы веревки, обхватывающей Б., составляют с горизонтом углы равные между собою, то подымающая сила относится к грузу, как радиус блока к хорде дуги, обхваченной канатом; отсюда, если веревки взаимно параллельны, или когда дуга, обхватываемая веревкою, равна полуокружности, то для поднятия груза потребуется сила вдвое менее, т. е. Р=1/2 f. Q, где f коэффициент сопротивления для цепей = 1,05, а для веревок = 1,1. При этом груз Q пройдет пространство вдвое менее пространства, пройденного точкою приложения силы Р. Как неподвижные, так и подвижные обыкновенные блоки бывают с одним, двумя или тремя роликами - первые бывают диаметром от 21/2 - 10 дм., а вторые от 2 - 4 дм., иногда 5, в коих верхний блок с тремя роликами, а нижний с двумя.

    Современный толковый словарь

    БЛОК (нем . Block, голл. blok), 1) часть устройства, механизма, прибора и т. п., представляющая собой совокупность функционально объединенных, часто однотипных элементов, частей (напр., блок цилиндров, блок питания телевизора)...2) Конструктивный сборный элемент или изделие, обычно заводского изготовления, применяемые в современном индустриальном строительстве (напр., блок объемный, стеновой, оконный).;
    БЛОК , деталь в виде колеса с желобом по окружности для нити, цепи, каната. Применяют в машинах и механизмах для изменения направления действия силы (неподвижный блок), для получения выигрыша в силе или пути (подвижный блок).;
    БЛОК книжный , листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплетную крышку или обложку.;
    БЛОК Александр Александрович (1880-1921) , русский поэт. Начинал в духе символизма ("Стихи о Прекрасной Даме", 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме "Балаганчик" (1906). Лирика Блока, по своей "стихийности" близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл "Город", 1904-08), осмысление "страшного мира" (одноименный цикл 1908-16), осознание трагедии современного человека (пьеса "Роза и крест", 1912-13) пришел к идее неизбежности "возмездия" (одноименный цикл 1907-13; цикл "Ямбы", 1907-14; поэма "Возмездие", 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле "Родина" (1907-16). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме "Двенадцать" (1918), публицистике. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург - 7 августа 1921, Петроград], русский поэт. Семья. Детство и образованиеОтец, Александр Львович Блок, - юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова (во втором браке Кублицкая-Пиоттух) - переводчица, дочь ректора петербургского университета А. Н. Бекетова и переводчицы Е. Н. Бекетовой.Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений - ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл "Ante Lucem" (1898-1900) и в сборник "За гранью прошлых дней" (1920), а также цикл "Через двенадцать лет" (1909-14). После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко-филологический факультет (окончил в 1906 по славяно-русскому отделению). Среди профессоров, у которых учился Блок, - Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт, Б. В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне.Творческий дебют Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале "Новый путь" (1903, № 3) состоялся творческий дебют Блока - поэта и критика. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел "Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета", в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено В. Я. Брюсовым) в 3-й книге альманаха "Северные цветы". В марте 1904 начинает работу над книгой "Стихи о Прекрасной Даме" (1904, на титульном листе - 1905). Традиционная романтическая тема любви-служения получила в "Стихах о Прекрасной Даме" то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, "лунную" символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.).Участие в литературном процессе 1905-09 "Стихи о Прекрасной Даме" выявили трагическую неосуществимость "соловьевской" жизненной гармонии (мотивы "кощунственных" сомнений в собственной "призванности" и в самой возлюбленной, способной "изменить облик"), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема "стихии" (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах ("Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно"), альманахах, газетах ("Слово", "Речь", "Час" и др.), выступает не только как поэт, но и как драматург и литературный критик (с 1907 ведет критический отдел в "Золотом Руне"), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы. Все более многообразными становятся контакты в литературно-театральной среде: Блок посещает "Кружок молодых", объединявший литераторов, близких к "новому искусству" (В. В. Гиппиус, С. М. Городецкий, Е. П. Иванов, Л. Д. Семенов, А. А. Кондратьев и др.). С 1905 посещает "среды" на "башне" Вяч. И. Иванова, с 1906 - "субботы" в театре В. Ф. Комиссаржевской, где В. Э. Мейерхольд поставил его первую пьесу "Балаганчик" (1906). Актриса этого театра Н. Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов "Снежная Маска" (1907), цикл "Фаина" (1906-08); ее черты - "высокая красавица" в "упругих черных шелках" с "сияющими глазами" - определяют облик "стихийных" героинь в лирике этого периода, в "Сказке о той, которая не поймет ее" (1907), в пьесах "Незнакомка", "Король на площади" (обе 1906), "Песня Судьбы" (1908). Выходят сборники стихов ("Нечаянная радость", 1907; "Земля в снегу", 1908), пьес ("Лирические драмы", 1908). Блок публикует критические статьи, выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе ("Россия и интеллигенция", 1908, "Стихия и культура",1909). Проблема "народа и интеллигенции", ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл "На поле Куликовом" (1908), соединяют образы родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию. Полемика вокруг статей о России и интеллигенции, в целом отрицательная их оценка в критике и публицистике, все большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к постепенному разочарованию в результатах публицистической деятельности.Кризис символизма и творчество 1910-17 Периодом "переоценки ценностей" становится для Блока путешествие в Италию весной и летом 1909. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, "обожгло" его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле "Итальянские стихи" (1909) и неоконченной книге прозаических очерков "Молнии искусства" (1909-20), но и в докладе "О современном состоянии русского символизма" (апрель 1910). Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость "духовной диеты", "мужественного ученичества" и "самоуглубления". Получение наследства после смерти отца в конце 1909 надолго освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах. Отстранившись от активной публицистической деятельности и от участия в жизни литературно-театральной богемы, он с 1910 начинает работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-13 пишет пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-12). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая "лирическая трилогия", уникальный "роман в стихах", создающий "миф о пути". При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-21. В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том. Каждое последующее издание включает в себя все значительное, что создавалось между редакциями: цикл "Кармен" (1914), посвященный певице Л. А. Андреевой-Дельмас, поэму "Соловьиный сад" (1915), стихи из сборников "Ямбы" (1919), "Седое утро" (1920).С осени 1914 Блок работает над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. 7 июля 1916 был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917 Блок возвращается в Петроград и входит в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921, вышла посмертно).Философия культуры и поэтическое творчество в 1917-21 После Октябрьской революции Блок недвусмысленно заявляет о своей позиции, ответив на анкету "Может ли интеллигенция работать с большевиками" - "Может и обязана", напечатав в январе 1918 в левоэсеровской газете "Знамя труда" цикл статей "Россия и интеллигенция", открывавшийся статьей "Интеллигенция и революция", а через месяц - поэму "Двенадцать" и стихотворение "Скифы". Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, В. Пяста, А. А. Ахматовой, М. М. Пришвина, Ю. И. Айхенвальда, И. Г. Эренбурга и др. Большевистская критика, сочувственно отзываясь о его "слиянии с народом", с заметной настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции (Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский, В. М. Фриче). Наибольшие недоумения вызвала фигура Христа в финале поэмы "Двенадцать". Однако современная Блоку критика не заметила ритмического параллелизма и переклички мотивов с пушкинскими "Бесами" и не оценила роли национального мифа о бесовстве для понимания смысла поэмы. После "Двенадцати" и "Скифов" Блок пишет шуточные стихи "на случай", готовит последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создает вплоть до 1921. В то же время с 1918 наступает новый подъем в прозаическом творчестве. Поэт делает культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы - Вольной философской ассоциации ("Крушение гуманизма" - 1919, "Владимир Соловьев и наши дни" - 1920), в Школе журнализма ("Катилина" - 1918), пишет лирические фрагменты ("Ни сны, ни явь", "Исповедь язычника"), фельетоны ("Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати"). Огромное число написанного связано со служебной деятельностью Блока: после революции он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 становится членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 сотрудничает с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 переходит в Большой Драматический театр. Одновременно становится членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством М. Горького, с 1920 - председателем Петроградского отделения Союза поэтов. Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима приводило к все большему разочарованию в происходящем и заставляло поэта вновь искать духовную опору. В его статьях и дневниковых записях появляется мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника, противостоящей попыткам "новой черни" на нее посягнуть, были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти А. С. Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа Блок скончался. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об "отсутствии воздуха", убивающем поэтов.Сочинения:Собрание сочинений. М.; Л., 1960-63. Т. 1-8.Стихотворения. СПб., 1994. Кн. 1-3.Литература:Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. Пб., 1922.Мочульский К. В. Александр Блок. Париж, 1947.Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Тарту, 1965-75. В. 1-4.Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л., 1981.Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986.Д. М. Магомедова;
    БЛОК (Bloch) Жан Ришар (1884-1947) , французский писатель и общественный деятель. Участник "Кларте". В книгах "... и компания" (1917), "Сибилла" (1932) утверждал историческую обреченность класса собственников. Книга очерков "Испания! Испания!" (1936) о Гражданской войне в Испании. Драма "Тулон" (1943, опубликована в 1944).

    4 букв в слове "блок": б к л о.

    Анаграммы для слова блок:

    Слова, образованные из 4 букв слова блок:

    бо бок ко коб кол лоб об обл ол олк
    Слова из слова блок, по длине

    Слова, связанные со словом блок:
    Слова, начинающиеся на блок
    Слова, содержащие блок
    Слова, оканчивающиеся на блок
    Слова из слова блок, если изменить одну букву



    решение кроссвордов онлайн слова на со слова на по слова заканчивающиеся на унк слова которые заканчиваются на ые